Что представляется при упоминании пиратов? Обычно это классический образ – ветер в парусах, широкополая шляпа, попугай на плече, классическая пиратская песня «йо-хо-хо, и бутылка рома». Другой вариант – популярный образ Джонни Деппа из фильмов «Пираты Карибского моря».
Пираты существуют и в XXI веке, в самых различных образах:
Оставим в стороне кражу авторских произведений и контрабанду, в XXI веке существуют настоящие морские пираты. Это – результат плохой жизни в проблемных и мало контролируемых участках земного шара, таких как бассейн Карибского моря, острова Индонезии, Сомали и Нигерия.
Большую известность за последнее десятилетие получили сомалийские пираты, которые промышляют на морских путях, пролегающих из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал. Пиратство в этом регионе расцвело в 2005 году, после гражданской войны в Сомали.
Регион был перенаселен, гражданская война разрушила местную экономику, а в соседнем Йемене без проблем продавали оружие. Идеальные условия для появления бандитских группировок, в данном случае – пиратов. Опасным морским промыслом занялись преимущественно молодые люди 20–30 лет. Большинство из них бывшие моряки, но к пиратам примкнуло немало бывших полицейских и военных, которые умеют обращаться с оружием.
Несмотря на примитивность методов и вооружения, они несут реальную угрозу судоходной отрасли. И хотя морские пути, которыми пользуется PACIFIC ASIA GROUP, пролегают далеко от опасных регионов, само по себе пиратство, как проявление реалий прошлой жизни в современности, заслуживает внимания.
Так выглядит современный пират
Новые флибустьеры появляются в бедных регионах в силу множества причин: нет достойной работы, прокатились войны, перенаселение, доступность оружия. Классический пример – Сомали. Централизованное государственное управление здесь пало в 1991 году, началась гражданская война, которая фактически уничтожила страну, развалив ее на части.
Расположенные рядом государства воспользовались ситуацией и принялись активно «помогать» ослабевшему соседу – рыбачить и хоронить токсичные отходы в сомалийских водах. Сомалийские пираты возникли как реакция на эти действия. Первое время они даже называли себя «береговой охраной» для защиты прибрежных вод Сомали. Но парни быстро оценили новые возможности и превратили вроде бы благое начинание в криминальный бизнес.
Современные пираты вооружены не пушками, мечами и саблями. Минимальный набор нынешних морских разбойников – пистолет или автомат (чаще всего старый Калашников). Иногда они вооружены пулеметами, минометами и гранатометами. По международным законам, торговые суда ходят без оружия на борту, поэтому не могут полноценно дать отпор.
Фактически торговое судно может защититься двумя способами:
Способы защиты от пиратов в одном рисунке
Бывший африканский рыбак, купив автомат, уже чувствует силу. Плюс нынешние флибустьеры часто злоупотребляют алкоголем и наркотиками. В результате пираты частенько неадекватно оценивают свои возможности и пытаются атаковать военные корабли. Ничем хорошим для них это обычно не заканчивается.
Например, в 1993 году в районе Персидского залива на российский большой десантный корабль «Николай Вилков» напали несколько катеров пиратов. Морские разбойники дали очередь из пулемета в сторону корабля, но оттуда им ответила 57-мм автоматическая корабельная пушка. Пиратский план провалился, даже не начав толком осуществляться.
В 2009 году пираты напали на два американских боевых корабля: крейсер «Кейп Сент Джордж» и эсминец «Гонсалес». Итог атаки нескольких ржавых катеров на два боевых судна предсказать нетрудно – он был плачевен для нападавших.
В 2010 году в Аденском заливе пираты напали на танкер ««Московский университет». Команда спряталась в машинном отделении и попросила помощи у находившегося поблизости большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Чтобы не связываться с «самым справедливым сомалийским судом», неудачливых флибустьеров отпустили, слив топливо с их лодок.
Девиз пиратов XXI века
Цели разбойных нападений бывают разными: наличные деньги и ценности, груз, корабль и команда. Есть морские разбойники, которым хватает наличных денег и ценностей, но чаще пираты стараются заработать по максимуму – помимо награбленного на судне, требуют выкуп за команду и сам корабль.
Поэтому заложников обычно не убивают. Если из команды захваченного судна никто не погиб, правительства не хотят наносить серьезный ответный удар, предпочитают решить вопрос с помощью денег. А средний размер выкупа за команду – в районе 120 тысяч долларов.
О многих случаях пиратства попросту неизвестно. Каждый торговый корабль получает страховку. Если судно заявило о пиратском нападении, страховые тарифы вырастут, плюс начнут расследование. Зачастую 1 день такого расследования стоит 1000 долларов. Поэтому большое количество нападений просто не регистрируется и пираты остаются абсолютно безнаказанными.
Так выглядит карта зарегистрированных пиратских нападений за 2016 год
В 2013 году Всемирный банк оценил глобальные экономические убытки от пиратства у побережья Сомали в 18 миллиардов долларов США. Это приблизительная оценка только в одном очаге пиратства. Морские разбойники активно промышляют в водах Карибского моря, у берегов Индонезии и Нигерии.
Нашим импортерам беспокоиться за груз не стоит. Пиратство в основном сосредоточено в нескольких проблемных регионах. Если PACIFIC ASIA GROUP осуществляет доставку морским путем, то обходит стороной проблемные маршруты.